Выставка «Победа. Защитникам Отечества посвящается» открылась на Крымском валу

Выставка «Победа. Защитникам Отечества посвящается» открылась на Крымском валу0

Международная художественная выставка «Победа. Защитникам Отечества посвящается» открылась в Выставочных залах Союза художников России на Крымском Валу. Обозреватель проекта Художники/Artists, созданного при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, побывала на экспозиции и побеседовала с участниками и гостями.

Военная тема — одна из знаковых для отечественного изобразительного искусства. Выставка «Победа. Защитникам Отечества посвящается» стала совместным проектом Союза художников России (СХР) и Белорусского союза художников. Две мощные творческие организации объединились, чтобы провести масштабные выставки в столицах обоих государств и в других городах России. Экспозиция, развернутая в Западном крыле Новой Третьяковки на Крымском Валу, объединила художников разных поколений, начиная с классиков, запечатлевших в своих полотнах события Великой Отечественной, и заканчивая нашими современниками, молодыми художниками, сохраняющими для потомков будни и победы Специальной военной операции.

— Мы очень рады, что уже на протяжении пяти лет совместно с Союзом художников России нам удаётся организовывать выставки. Проект, который реализуется сейчас, — не единственная инициатива в этом направлении. Мы ведём совместную деятельность не только в России, но и в Беларуси. Особенно хотелось бы отметить выставки, посвящённые такому важному дню — Победе в Великой Отечественной войне, — отметил председатель Белорусского Союза художников и Почётный зарубежный член Российской академии художеств Глеб Отчик. — Мы — братские народы, и перед нами стоит задача сохранить память о Победе. В настоящее время наблюдается ситуация, когда некоторые страны пытаются пересмотреть историческую правду о том, кто одержал победу в этой войне. Допустить это — невозможно. Выставки, подобные той, что сейчас в Москве и той, которая совсем скоро откроется в Минске, залах Республиканской художественной галереи “Дворец искусства”, помогают нам в решении этой важной задачи. Хотелось бы отметить также художественную составляющую экспозиции в Третьяковке. Картины таких белорусских авторов, как Георгия Поплавского, Василия Шаранговича, особенно ценны — в них чувствуется подлинность и глубина пережитого. Особого внимания заслуживает графика — именно она становится мостом между прошлым и настоящим. Эти работы — не просто искусство, а свидетельства эпохи. Мы должны продолжать делиться этими историями с новыми поколениями, чтобы они не забывали о тех событиях, которые сформировали нашу общую судьбу. Искусство имеет силу объединять людей и укреплять связи между культурами, и именно поэтому такие выставки играют важнейшую роль в нашем обществе.

Всего на выставке представлено 870 произведений практически всех видов изобразительного искусства: 300 живописных полотен, более 200 листов графики, в том числе 20 работ белорусских художников, 100 скульптур, 80 произведений декоративно-прикладного, 70 народного искусства, а также несколько десятков работ художников, работающих в театре и кинематографе.

— Эта выставка — наша лепта в общий великий праздник, — признаётся секретарь СХР, народный художник РФ Алексей Суховецкий. — Дань глубокого уважения всем, кто проливал свою кровь за страну в “сороковые-роковые”, и их наследникам, вставшим на защиту Отечества сегодня, спустя 80 лет. Выставка открывает собой цикл экспозиционных проектов Союза художников России, приуроченных к юбилею Победы. Мы хотим не только во всей полноте представить творчество наших мастеров, но и предложить взглянуть на события Великой Отечественной войны через призму событий сегодняшнего дня, собрав в одном строю признанных мастеров, чьи произведения давно стали хрестоматийными, и молодых живописцев, стремящихся запечатлеть то, чем живут сегодня бойцы на фронтах СВО.

Хроникёрами военных событий обычно считают фронтовых фотокорреспондентов и кинооператоров. Однако фиксировались они не только ими, но и художниками. Многие из них, оставив мольберты и палитры, ушли на фронт добровольцами. Но на самом дне их армейских рюкзаков лежали блокнот и карандаш. И если выдавалась минута затишья, они второпях набрасывали портреты своих боевых товарищей и схематичные этюды батальных сцен в надежде, что эти эскизы когда-нибудь станут настоящими полотнами. Впрочем, возможно, они об этом тогда и не задумывались, а просто не могли забыть о своём призвании даже на передовой. Люди абсолютно мирной профессии воевали храбро и достойно — шестеро художников были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Не менее интересны зарисовки, запечатлевшие по-своему нелёгкие тыловые будни. Вот мальчишки, преодолевая страх, тушат «зажигалку», попавшую в крышу их дома. А вот девушка-кондуктор остановила трамвай, чтобы попрощаться с любимым, который уходит защищать родной Ленинград.

— Рисунки, сделанные на фронте и в тылу, — бесценное сокровище коллекции Союза художников России, — считает председатель СХР, народный художник РФ Андрей Ковальчук. — Живые свидетели времени, они отражают его без прикрас, в моменте, который так трудно уловить и который зачастую ярче всего существует именно в беглом наброске». Эти пожелтевшие от времени хрупкие листочки соседствуют с полотнами Александра Дейнеки, Константина Юона, Аркадия Пластова, Павла Корина и других выдающихся советских художников. Особое внимание притягивают работы ныне здравствующих патриархов, замечательных живописцев — Виктора Иванова и Бориса Неменского, перешагнувших вековой порог.

Поколение, пережившее войну, далеко не всегда писало её, что называется, по горячим следам. К каким-то сюжетам они могли прикоснуться только спустя много лет после Победы. В 1945 году Андрей Горский, будущий народный художник России, был подростком. Он видел, как возвращались домой фронтовики, но картину «Без вести пропавший. 1946», представленную на выставке, написал только в начале 1960-х. То же самое можно сказать и о полотне братьев Ткачёвых «Прости-прощай, родимый дом». Сергей Петрович, как и ещё двое братьев, воевал, самый младший, Алексей, трудился на легендарном «Уралмаше». Первые эскизы будущей картины появились в середине 1960-х, а закончена она была в 1987 году.

Великая Отечественная — тема неисчерпаемая. Каждое поколение находит в ней свои сюжеты, расставляет свои акценты. Неразрывность связи времён запечатлена в картине Анатолия Власова «День победы в Сергиевом Посаде» (2017) и совсем иными средствами — в триптихе Марины Орловой «Противостояние. Тени прошлого» (2012), выполненном в технике горячего батика. Память «голоса всея страны» Озад Хабибуллин почтил работой «Левитан. Говорит Москва» (2019). Александра Недзведская обратилась к образу Анны Ахматовой — из серо-стальных сумерек блокадного неба выступают строки поэта:

И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами —
Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет.

— Мы хотели, чтобы выставка стала зримым свидетельством наших побед, — рассказывает об идее экспозиции первый вице-президент РАХ Виктор Калинин. — Не только прошлых, но и нынешних. Тема защиты Отечества особенно близка художникам Крыма и Донбасса. В экспозиции есть работы и уроженцев тех мест, и ребят, отправившихся на СВО добровольцами, и тех, кто регулярно бывает в творческих командировках на освобождённых территориях. Они фиксируют ход времени и помогают приближать так нужную нам всем Победу, зреющую сейчас на полях сражений. Без Победы Россия жить не может.

— Выставка производит неизгладимое впечатление, заставляет сжиматься сердце, — признаётся сооснователь платформы Художники/Artists Вероника Коржевская. — Это живой диалог поколений, участником которого становится каждый, перешагнувший порог экспозиционного зала. Здесь явственно ощущается невероятная концентрация духовной силы нашего народа, мощь извечного культурного кода, важнейшим звеном которого является Победа.

Виктория Пешкова

Фото: предоставлено Всероссийской платформой «Художники/Artists»

Источник: intermedia.ru

Next Post

При капремонте домов будут устанавливаться только отечественные лифты

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков Минстрой намерен изменить систему закупок лифтов по программам капитального ремонта жилых домов — право участвовать в конкурсах получат только сами заводы-изготовители из России и Белоруссии, их официальные дилеры или 100-процентные дочерние организации. Такое положение содержится в проекте постановления правительства РФ, подготовленного ведомством. Предполагается, что это исключит из […]